Опыт внедрения СДО на корпоративных факультетах
Использование СДО в корпоративном обучении – не новая тема, но поскольку применение СДО не самоцель, а, зачастую, необходимость, вызванная потребностью автоматизации конкретных бизнес-процессов корпоративного обучения, каждый раз проект внедрения такой системы обладает спецификой и новизной.
Проект внедрения СДО в Магистратуре IBS не исключение. Главная особенность этого проекта заключается, прежде всего, в уникальной модели взаимодействия бизнес-заказчика с вузами, когда компания участвует в учебном процессе на всех этапах – от разработки учебных программ, до мониторинга результатов обучения. При этом корпоративным факультетам приходится не только соблюдать государственные требования высшего образования, но и динамично меняющиеся требования со стороны компании IBS, выступающей заказчиком двухгодичного магистерского обучения для своих сотрудников.
С первых же дней создания Магистратуры IBS в 2007 году стало ясно, что без системы дистанционной поддержки нам не обойтись. Вот только некоторые из предпосылок, вынудившие Академию IBS принять решение об использовании СДО:
- распределенность самой компании, офисы которой расположены в нескольких зданиях при наличии филиалов в регионах;
- распределенность корпоративных факультетов и вузов;
- привлечение преподавателей из десятков московских вузов и экспертов из ряда подразделений IBS и других компаний;
- необходимость быстрого обмена учебной информацией;
- потребность в централизованном мониторинге учебного процесса со стороны бизнес-заказчика.
На раннем этапе развития Магистратуры IBS, когда мы только выстраивали бизнес-процессы, и зрелость их была небольшой, вкладываться в серьезную и мощную СДО было преждевременно: слишком высокой была динамика изменений, потребности еще только начинали формироваться. Для реализации оперативных задач по информационному обеспечению учебного процесса в качестве СДО на тот период была выбрана недорогая разработка дружественного нам Центра дистанционного обучения МИЭМ, которая, постоянно дорабатываясь и видоизменяясь под наши потребности, вплоть до 2010 года использовалась для реализации следующих функций и сервисов:
- публикация новостей и расписаний;
- библиотека учебно-методических материалов, структурированная по областям знаний;
- дискуссионные форумы;
- система тестирования;
- дипломный модуль, поддерживающий процедуры работы над магистерскими диссертациями;
- полнотекстовый поиск;
- система анкетирования, обеспечивающая сбор и обработку обратной связи от студентов.
В основу указанной функциональности легли бизнес-процессы реальной образовательной модели, разработанной Академией IBS. Одновременно с использованием этой системы велась разработка сайтов корпоративных факультетов.
В результате в 2010 году анализ текущего состояния системы поддержки учебного процесса и потребностей в части поддержки очного обучения, а также анализ обратной связи ото всех участников учебного процесса, включая работодателей, привел к необходимости перехода на качественно новый уровень сервисов СДО.
Целями проекта внедрения СДО стали:
- продвижение магистратуры IBS на рынке образования;
- обеспечение эффективных коммуникаций в распределенной учебной среде;
- повышение качества обучения за счет создания единого информационного пространства взаимодействия слушателей и профессорско-преподавательского состава в рамках учебного процесса в Магистратуре IBS и его мониторинга со стороны Академии IBS.
Очевидными стали следующие функциональные требования к СДО:
- Общие требования:
- Персонифицированный web-интерфейс.
- Единая библиотека документов с разграниченным доступом и поисковыми средствами, метаописаниями и перекрестными ссылками.
- Управление информационными потоками (периодическая публикация информации, уведомления об изменениях информации).
- Гибкая система формирования отчетов в т.ч. представления информации по разным срезам.
- Требования к внешней среде для коммуникаций:
- Система управления контентом в части информационной составляющей.
- Дискуссионные форумы для посетителей сайта.
- Новости с подпиской.
- Публикации.
- Требования к внутренней среде для коммуникаций:
- Адресная книга (справочник по персоналиям, включая контакты, резюме и перекрестные ссылки).
- Персональные страницы кафедр, преподавателей, подразделений, учебных групп.
- Дискуссионные форумы учебных курсов.
- Чаты.
- Система сбора и обработки обратной связи (анкетирования и голосования с разноуровневым доступом к результатам).
- Поддержка учебного процесса:
- Управление расписанием.
- Учебно-методические материалы с разделением доступа:
- Учебные планы и аннотации.
- Рабочие программы курсов.
- Учебно-методические материалы преподавателей.
- Дополнительная литература (электронная библиотека).
- Методические материалы для преподавателей.
- Сервисы дистанционного обучения.
- Тестирование.
- Учет и анализ посещаемости.
- Учет и анализ успеваемости (ведомости, рейтинги).
- Портфолио учащихся (выполненные задания).
- Вебинары.
- Управление подготовкой выпускной квалификационной работы.
Эти объективные потребности, подтвержденные данными опросов пользователей, позволили нам заручиться поддержкой руководства компании на самом высоком уровне. В результате было принято решение о внедрении СДО eLerning Server - разработанной компанией «ГиперМетод» (рис. 1).
Рисунок №1: Пример интерфейса СДО
Помимо широкого набора стандартных сервисов СДО, система обладает следующими преимуществами для нашего проекта:
- возможность интеграции с информационным порталом Академии IBS;
- наличие модуля Assessment Tools, соответствующего принятой в компании модели компетенций;
- возможность гибкой настройки системы отчетов под наши нужды;
- высокая скорость развертывания системы.
Не секрет, что значительную часть успеха внедрения любой автоматизированной системы составляет мотивация персонала, использующего эту систему на местах. В нашем случае обратная связь позволила выявить насущные потребности всех участников учебного процесса, которые и легли в основу требований технического задания на внедрение, что позволило каждому участнику увидеть свои выгоды от использования системы:
- абитуриенты получат интегрирующую портальную надстройку над информационным пространством магистратуры IBS, распределенным по компании и вузам;
- студенты – возможность в любом месте и в любое время получать актуальную информацию по учебному процессу и взаимодействовать со всеми его участниками;
- преподаватели – средства разработки и удаленного сопровождения своих курсов;
- наставники и научные руководители - средства управления проектной и научной деятельностью учащихся;
- администрация и работодатели – возможность оперативного планирования, управления и мониторинга образовательного процесса.
Были выделены следующие этапы внедрения:
- предпроектное обследование – это позволило исполнителям проанализировать существующие бизнес-процессы и формализовать наши потребности;
- этап настройки системы на хостинге исполнителя – это позволило сократить расходы заказчика на хостинг без потери контроля над реализацией проекта;
- обучение персонала – это не только необходимый элемент для уверенного использования внедренной системы, но и элемент мотивации: в конце обучения сотрудники получают сертификаты;
- перенос уже готовой, настроенной под нужды заказчика системы, на хостинг заказчика – это позволило быстро ввести систему в опытную эксплуатацию;
- опытная эксплуатация системы – на этом этапе в режиме реальной работы выявляются и устраняются замечания пользователей по работе системы;
- техническая поддержка – важный этап сопровождения любой крупной системы.
В настоящее время проект внедрения СДО eLerning Server компании «ГиперМетод» в Академии IBS выходит на стадию опытной эксплуатации по плану: с 1 сентября 2010 года новый, уже четвертый по счету поток стажеров компании IBS придет на обучение на корпоративные факультеты и примется активно использовать новую СДО. Когда профессионалы готовят себе достойную смену, используя профессиональную СДО – успех неизбежен!
Автор: Бабешко Владимир, начальник методического отдела Академии IBS
Источник: журнал «КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»
Дата публикации: август 2010 |