(812) 380-88-77, (495) 411-99-65
 

 

Опыт внедрения СДО на корпоративных факультетах

Использование СДО в корпоративном обучении – не новая тема, но поскольку применение СДО не самоцель, а, зачастую, необходимость, вызванная потребностью автоматизации конкретных бизнес-процессов корпоративного обучения, каждый раз проект внедрения такой системы обладает спецификой и новизной.
Проект внедрения СДО в Магистратуре IBS не исключение. Главная особенность этого проекта заключается, прежде всего, в уникальной модели взаимодействия бизнес-заказчика с вузами, когда компания участвует в учебном процессе на всех этапах – от разработки учебных программ, до мониторинга результатов обучения. При этом корпоративным факультетам приходится не только соблюдать государственные требования высшего образования, но и динамично меняющиеся требования со стороны компании IBS, выступающей заказчиком двухгодичного магистерского обучения для своих сотрудников.
С первых же дней создания Магистратуры IBS в 2007 году стало ясно, что без системы дистанционной поддержки нам не обойтись. Вот только некоторые из предпосылок, вынудившие Академию IBS принять решение об использовании СДО:

  • распределенность самой компании, офисы которой расположены в нескольких зданиях при наличии филиалов в регионах;
  • распределенность корпоративных факультетов и вузов;
  • привлечение преподавателей из десятков московских вузов и экспертов из ряда подразделений IBS и других компаний;
  • необходимость быстрого обмена учебной информацией;
  • потребность в централизованном мониторинге учебного процесса со стороны бизнес-заказчика.

На раннем этапе развития Магистратуры IBS, когда мы только выстраивали бизнес-процессы, и зрелость их была небольшой, вкладываться в серьезную и мощную СДО было преждевременно: слишком высокой была динамика изменений, потребности еще только начинали формироваться. Для реализации оперативных задач по информационному обеспечению учебного процесса в качестве СДО на тот период была выбрана недорогая разработка дружественного нам Центра дистанционного обучения МИЭМ, которая, постоянно дорабатываясь и видоизменяясь под наши потребности, вплоть до 2010 года использовалась для реализации следующих функций и сервисов:

  • публикация новостей и расписаний;
  • библиотека учебно-методических материалов, структурированная по областям знаний;
  • дискуссионные форумы;
  • система тестирования;
  • дипломный модуль, поддерживающий процедуры работы над магистерскими диссертациями;
  • полнотекстовый поиск;
  • система анкетирования, обеспечивающая сбор и обработку обратной связи от студентов.

В основу указанной функциональности легли бизнес-процессы реальной образовательной модели, разработанной Академией IBS. Одновременно с использованием этой системы велась разработка сайтов корпоративных факультетов.
В результате в 2010 году анализ текущего состояния системы поддержки учебного процесса и потребностей в части поддержки очного обучения, а также анализ обратной связи ото всех участников учебного процесса, включая работодателей, привел к необходимости перехода на качественно новый уровень сервисов СДО.
Целями проекта внедрения СДО стали:

  • продвижение магистратуры IBS на рынке образования;
  • обеспечение эффективных коммуникаций в распределенной учебной среде;
  • повышение качества обучения за счет создания единого информационного пространства взаимодействия слушателей и профессорско-преподавательского состава в рамках учебного процесса в Магистратуре IBS и его мониторинга со стороны Академии IBS.

Очевидными стали следующие функциональные требования к СДО:

  • Общие требования:
  • Персонифицированный web-интерфейс.
  • Единая библиотека документов с разграниченным доступом и поисковыми средствами, метаописаниями и перекрестными ссылками.
  • Управление информационными потоками (периодическая публикация информации, уведомления об изменениях информации).
  • Гибкая система формирования отчетов в т.ч. представления информации по разным срезам.
  • Требования к внешней среде для коммуникаций:
  • Система управления контентом в части информационной составляющей.
  • Дискуссионные форумы для посетителей сайта.
  • Новости с подпиской.
  • Публикации.
  • Требования к внутренней среде для коммуникаций:
  • Адресная книга (справочник по персоналиям, включая контакты, резюме и перекрестные ссылки).
  • Персональные страницы кафедр, преподавателей, подразделений, учебных групп.
  • Дискуссионные форумы учебных курсов.
  • Чаты.
  • Система сбора и обработки обратной связи (анкетирования и голосования с разноуровневым доступом к результатам).
  • Поддержка учебного процесса:
  • Управление расписанием.
  • Учебно-методические материалы с разделением доступа:
  • Учебные планы и аннотации.
  • Рабочие программы курсов.
  • Учебно-методические материалы преподавателей.
  • Дополнительная литература (электронная библиотека).
  • Методические материалы для преподавателей.
  • Сервисы дистанционного обучения.
  • Тестирование.
  • Учет и анализ посещаемости.
  • Учет и анализ успеваемости (ведомости, рейтинги).
  • Портфолио учащихся (выполненные задания).
  • Вебинары.
  • Управление подготовкой выпускной квалификационной работы.

Эти объективные потребности, подтвержденные данными опросов пользователей, позволили нам заручиться поддержкой руководства компании на самом высоком уровне. В результате было принято решение о внедрении СДО eLerning Server - разработанной компанией «ГиперМетод» (рис. 1).




Рисунок №1: Пример интерфейса СДО

Помимо широкого набора стандартных сервисов СДО, система обладает следующими преимуществами для нашего проекта:

  • возможность интеграции с информационным порталом Академии IBS;
  • наличие модуля Assessment Tools, соответствующего принятой в компании модели компетенций;
  • возможность гибкой настройки системы отчетов под наши нужды;
  • высокая скорость развертывания системы.

Не секрет, что значительную часть успеха внедрения любой автоматизированной системы составляет мотивация персонала, использующего эту систему на местах. В нашем случае обратная связь позволила выявить насущные потребности всех участников учебного процесса, которые и легли в основу требований технического задания на внедрение, что позволило каждому участнику увидеть свои выгоды от использования системы:

  • абитуриенты получат интегрирующую портальную надстройку над информационным пространством магистратуры IBS, распределенным по компании и вузам;
  • студенты – возможность в любом месте и в любое время получать актуальную информацию по учебному процессу и взаимодействовать со всеми его участниками;
  • преподаватели – средства разработки и удаленного сопровождения своих курсов;
  • наставники и научные руководители - средства управления проектной и научной деятельностью учащихся;
  • администрация и работодатели – возможность оперативного планирования, управления и мониторинга образовательного процесса.

Были выделены следующие этапы внедрения:

  • предпроектное обследование – это позволило исполнителям проанализировать существующие бизнес-процессы и формализовать наши потребности;
  • этап настройки системы на хостинге исполнителя – это позволило сократить расходы заказчика на хостинг без потери контроля над реализацией проекта;
  • обучение персонала – это не только необходимый элемент для уверенного использования внедренной системы, но и элемент мотивации: в конце обучения сотрудники получают сертификаты;
  • перенос уже готовой, настроенной под нужды заказчика системы, на хостинг заказчика – это позволило быстро ввести систему в опытную эксплуатацию;
  • опытная эксплуатация системы – на этом этапе в режиме реальной работы выявляются и устраняются замечания пользователей по работе системы;
  • техническая поддержка – важный этап сопровождения любой крупной системы.

В настоящее время проект внедрения СДО eLerning Server компании «ГиперМетод» в Академии IBS выходит на стадию опытной эксплуатации по плану: с 1 сентября 2010 года новый, уже четвертый по счету поток стажеров компании IBS придет на обучение на корпоративные факультеты и примется активно использовать новую СДО. Когда профессионалы готовят себе достойную смену, используя профессиональную СДО – успех неизбежен!

Автор: Бабешко Владимир, начальник методического отдела Академии IBS
Источник: журнал «КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»
Дата публикации: август 2010

 
© HyperMethod IBS, 2012