Управление качеством и эффективностью дистанционного обучения
В одной крупной компании в силу особенностей бизнеса ротация персонала на фронт-офисе была достаточно высокой, а сами специалисты достаточно «дорогие». Поиск и обучение нового сотрудника на 2-3 месяца снижали показатели эффективности. Электронное обучение позволило сократить адаптационный период до одного месяца, и в первый год работы системы результативность компании увеличилась на 10%.
В сетевых компаниях, ориентированных на продажи через розничную сеть, кроме прямой экономии на обучении мониторинг результатов электронного обучения влияет и на логистику товаров, и на бизнес компании в целом. Товары поступают в регионы с наиболее подготовленными продавцами.
В целом система дистанционного обучения, оценки и развития персонала обладает большими потенциальными возможностями для увеличения эффективности обучения, начиная с автоматического выявления потенциальных областей улучшения (потери) качества, и формирования мероприятий по улучшению показателей эффективности обучения и развития персонала.
Система нового поколения
Server 4G, которая отвечает современным стандартам обучения и является обязательным элементом образовательной среды в современном обществе. Для определения инструментов управления качеством обучения сравним дистанционное обучение на примере данной системы с очным обучением в компании.
- Сбор обратной связи по результатам мероприятия.
Каждый менеджер по персоналу хотя бы раз участвовал в тренингах или семинарах, заканчивающихся, как правило, сбором обратной связи – заполнением анкет удовлетворенности слушателей. Этот этап очень важен как для организаторов, так и для участников мероприятий по обучению. Анкеты участников семинаров или тренингов позволяют выявить пробелы в обучении, понять организаторам хорошо ли структурирован материал, ясно ли он изложен, достаточного качества ли раздаточные материалы, был ли горячий кофе в перерыве и т.п. Система электронного обучения eLearning Server 4G так же предусматривает сбор обратной связи - анкеты заполняются автоматически в электронной форме.
- Анализ отзывов и корректировка организации мероприятия.
Представим, что анкеты собраны, что происходит с ними дальше? Ведь, по сути, кто-то, например, менеджер по качеству, должен провести анализ анкет, выявить проблемы (наличие кофе в буфете, качество полиграфии, ясность изложения учебных материалов и т.п.) и сформировать корректирующее воздействие, то есть поставить задачу определенным сотрудникам или подразделениям, отвечающим за выявленные проблемы, тем самым, изменить ситуацию в лучшую сторону. Затем менеджер по качеству должен отследить – выполнена ли корректировка, произошло ли изменение показателей в лучшую сторону или нет.
В системе дистанционного обучения помимо тренера и слушателя появляется новая роль – менеджер по качеству, в чьи обязанности входит определение и формирование задач по улучшению деятельности сотрудников и компании, включая задачи в планы работ отдельных сотрудников и подразделений.
- Улучшение качества обучения и его привязка к бизнес-процессам компании.
Через отчетный период менеджеру необходимо просмотреть тренд по выявленным ранее недочетам и ошибкам и уже по результатам наблюдения принимать управленческие решения. Данные действия помогают отслеживать и контролировать обучение, его эффективность, а также дают понимание и возможность напрямую связать процесс обучения с бизнес-процессами компании.
В систему электронного обучения нового поколения уже встроены функции, которые позволяют системе по ходу ее эксплуатации улучшать качество обучения, автоматически формировать и предлагать мероприятия по оптимизации процесса обучения, рассчитывать его эффективность и изменять сопутствующие бизнес-процессы компании в целом. Благодаря встроенным инструментам, которые позволяют автоматически или автоматизировано создавать индивидуальные планы обучения, eLearning Server 4G предлагает слушателям тот режим обучения и тот максимальный и рекомендованный объем знаний, которые возможно получить за минимальное время (рис. №1).

Рис. 1 Алгоритм корректирующих действий
Многие компании, внедряя систему менеджмента качества (СМК), сталкиваются с объективными барьерами, например, большое количество документов, а также изменения в регламентах, которые не мотивируют сотрудников на следование СМК. В том случае, если процедуры и механизмы системы становятся для персонала рабочими автоматизированными инструментами, появляется мотивация к повседневному их использованию, СМК становится не номинальной, а эффективной.
В целом, говоря об инструментах и механизмах управления качеством дистанционного обучения, необходимо отметить, что сегодня управлять качеством можно самостоятельно, настраивая соответствующие инструменты системы дистанционного обучения нового поколения, и с помощью тренера, который будет наблюдать, контролировать и оценивать обучение слушателя и пользователя системы. Выбор зависит от самого слушателя и организатора процесса обучения. Важно другое: сегодня системы дистанционного обучения меняют свою роль, теперь это не просто каталог или библиотека готовых электронных курсов, а идеология, система управления и объект управления качеством и эффективностью обучения, которые могут и должны быть построены на принципах обратной связи.
Автор: Кречман Дмитрий, директор по маркетингу ГиперМетод IBS
Источник: журнал «Справочник по управлению персоналом»
Дата публикации: март 2012 |