(812) 380-88-77, (495) 411-99-65
 

 

Проект внедрения eLearning Server

Безусловно, внедрение LMS в деятельность корпоративного учебного центра, переход на другую технологию обучения сотрудников - сложная организационная и техническая задача, требующая привлечения многих служб к ее решению.

Внедрение LMS, как и любой информационной системы, состоит из следующих основных стадий:
  • информационное обследование;
  • предпроектная разработка;
  • разработка технического задания на проект;
  • разработка программного обеспечения;
  • системная интеграция, тестирование, документирование;
  • ввод системы в опытную эксплуатацию;
  • уточнение требований к системе, их реализация;
  • ввод системы в промышленную эксплуатацию;
  • сопровождение системы в ходе промышленной эксплуатации.

Соблюдение указанных стадий, обеспечивает необходимую базу для гарантий успеха. В случае внедрения LMS указные стадии можно связать с основными этапами внедрения (рис. 1) в терминах рассматриваемой предметной области.


Рис. 1. Стадии внедрения LMS

Следует обратить внимание, что на первом шаге определению подлежит та часть проблем в деятельности компании, решение которых возлагается на LMS. В первую очередь решается то, какие именно знания, умения и навыки необходимо развивать и контролировать для различных групп персонала, сотрудников. Помимо этого следует обратить внимание на то, что системы LMS позволяют выявлять психологические (к примеру, исполнительность, коммуникабельность) и физиологические (к примеру, усидчивость, быстрота реакции, моторные реакции) особенности персонала для оптимального распределения решаемых задач среди сотрудников, к примеру, на этапе входного контроля при приеме на работу.

Поэтому на первом этапе определяется целевая функция использования LMS в контексте общих задач организации. Среди самых распространенных:
  • оперативная доставка обучающего контента в региональные отделения;
  • снижение издержек процесса обучения за счет командировочных затрат как для тренеров так и персонала;
  • постоянный мониторинг контроля “качества” персонала;

Сообразно сказанному (требуемому набору знаний, умений и непосредственно целевой функции LMS) определяется модель обучения. Модель обучения включает набор организационных и технических решений. К примеру, если вы рассматриваете вопрос исключительно доставки учебного материала в региональные отделения и не собираетесь жестко контролировать знания сотрудников, то вполне подходящим решением может оказаться покупка (или разработка – в зависимости от конкретных требуемых знаний) учебных курсов на CD-ROM и рассылка их по региональным отделениям компании. В случае же необходимости централизованного контроля знаний и умений (аттестации) персонала такое решение будет явно не удовлетворительным.

При решении вопроса о модели обучения требуется внимательно проанализировать структуру организации, средства выделяемые на проект и требуемый от внедрения LMS эффект для выбора подходящего технического решения. Варианты технической организации следующие:
1. Только Интернет-тестирование
2. Тестирование + полиграфические материалы в виде кейса
3. Тестирование + учебный контент на CD-ROM
4. Смешанное обучение (поддержка процесса очного обучения)
5. Интернет–обучение (асинхронный контент+тесты)
6. Интернет–обучение (синхронный контент+тесты)
7. Интернет–обучение (синхронный контент+тесты+спутниковое вещание)

Вполне возможно, что на текущем этапе развития вашей организации вполне достаточно решение задачи удаленной аттестации персонала (пп 1-3). Так же на начальном этапе необходимо ответить на вопрос – где взять учебный контент? Варианты исчерпываются альтернативами – купить или разработать самостоятельно. В случае приятия решения о разработке требуемого курса следует учесть продолжительность разработки, стоимость, а также наличие авторов, способных создать соответствующий учебный контент. Как правило, стоимость разработки курса составляет около 3-5 тыс. долларов (в России) из них собственно техническая разработка – 2-4 тысячи. Срок разработки – около 1-2-х месяцев.

В случае покупки курсов следует обратить внимание на следующее:
  • наличие локализованного (русскоязычного) курса;
  • соответствие содержания курса требуемому;
  • стоимость использования курса (в пересчете на одного пользователя)1.

Таким образом, если стоимость лицензии на курсы более 1-2 тыс. долларов есть смысл подумать о разработке курса т.к. в этом случае вы получаете его во владение. Как следует из публикуемых данных от 40 до 50% бюджета обучения тратится на разработку учебного контента, около 10% - на поддержку функционирования и около 50% - на зарплату сотрудникам учебного центра, закупку LMS и оборудования.

1 Обратите внимание, что некоторые поставщики лицензируют курсы не только по кол-ву копий, но и времени, к примеру, – на год.
 
© HyperMethod IBS, 2012